Как налоговики будут вычислять богатых украинцев
Государство хочет взять под усиленный контроль граждан, получающих высокие доходы или владеющих значительными активами. В Минфине разработали критерии отнесения украинцев к категории состоятельных, и оформили их в законопроект. Его текст на днях был обнародован на сайте Минфина для общественного обсуждения. Документ обязывает толстосумов ежегодно отчитываться о своем состоянии.
Поскольку порядок получения информации об обороте средств на счетах граждан по требованию ГФС связан с раскрытием банковской тайны и регулируется нормами Налогового кодекса и законодательства о банковской деятельности, все новации в данной сфере должны проходить на уровне законов.
Критерии богатства
Минфин предлагает дополнить нормы НК определением “лиц с большими доходами“. Таковыми будут считаться те, кто отвечает хотя бы одному из следующих критериев:
- украинский резидент-физлицо лицо является конечным бенефициаром крупных украинских налогоплательщиков;
- владеет 10% и больше уставного капитала или долей юрлица-нерезидента, которое задекларировало за отчетный год 10 млн евро и больше;
- лицо, чей годовой налогооблагаемый доход за предыдущий год превышает 50 млн грн.
Напомним, что после изменения критериев с 1 января 2018 года число крупных налогоплательщиков в Украине сократилось до 1364 предприятий. Теперь крупным плательщиком считается юрлицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, чей доход от всех видов деятельности за последние четыре квартала превышает 50 млн евро (ранее - 1 млрд грн) по средневзвешенному курсу НБУ. Или общая сумма уплаченных в госбюджет налогов, сборов и платежей за тот же период превышает 1 млн евро (ранее - 20 млн грн) при условии, что без таможенных платежей она выше 500 тыс евро.
Как отмечают в Минфине, ссылаясь на анализ мирового опыта и отечественной практики, данные критерии состоятельности граждан были разработаны исходя из того, что основной доход украинские богачи получают не в виде зарплаты, а из других источников (инвестиционная прибыль, банковские депозиты, операции с недвижимостью, прочее).
Чтобы отслеживать соответствие этим критериям и сократить возможности для манипуляций, законопроектом предлагается расширить полномочия ГФС получать информацию по обороту средств на банковских счетах таких налогоплательщиков.
Особенности контроля
Налоговиков наделят правом бесплатно получать информацию от банков и других финучреждений о наличии банковских счетов и оборотах на них. В том числе сведений о невозврате валютной выручки компаниями (вероятно, имеются ввиду подконтрольные владельцу-богачу).
Кроме того, фискалы смогут получать по решению суда информацию о хранении банками ценностей человека или об аренде им банковской ячейки.
Состоятельные украинцы будут подлежать отдельному учету. В Госреестре физлиц-плательщиков налогов будет вноситься отдельная запись о дате внесения в список богатых физлиц или исключения из него, а также о месте такой регистрации.
Для них не будет исключений в обязанности подавать ежегодную декларацию о доходах и имущественном состоянии физлиц, как это предусмотрено для других физлиц (например, при получении только зарплаты на предприятии). То есть, они обязаны подавать декларацию, даже если налог с доходов физлиц (НДФЛ) уже были удержаны налоговыми агентами.
Кто не отчитается будет оштрафован за несвоевременное декларирование доходов в размере 10% от суммы начисленного НДФЛ. Для всех прочих украинцев сумма штрафа останется значительно меньше - 170-1020 грн.
Мало того, как отмечает адвокат, управляющий партнер ЮФ “Можаев и партнеры“ Михаил Можаев, срок давности, в течение которого налоговики могут самостоятельно определять сумму налоговых обязательств для таких плательщиков вместо трех лет (1095 дней) будет составлять 10 лет (3650 дней).
“Важно, чтобы не было злоупотреблений со стороны налоговиков. А для этого нужно грамотно прописать механизм получения информации об активах и прочих данных. Например, гражданина неправомерно отнесут к состоятельным плательщикам, а потом начнутся судебные споры“, - заметил Можаев.
Ключевыми моментом станет не то, какой стоимостью владеет лицо (например, в доле компании), а какой размер дивидендов выплачивается. То же самое можно сказать и валовом доходе, который не так важен, как прибыль компании.
- Зеленский подписал закон о предоставлении госгарантий по кредитам частного бизнеса
- В Україні водіям моноколес та електросамокатів можуть заборонити їздити тротуарами
- КСУ закрыл производство в отношении закона о гарантировании вкладов физлиц
- У Кабміні анонсували підготовку п'яти євроінтеграційних реформ для української економіки