Кому поставляет оружие Украина
Украинская сторона выполнила контракт с Таиландом на поставку 49 танков "Оплот". Этот контракт был заключен еще в 2011 году, но выполнялся с задержками в связи с российской агрессией. После завершения тайского контракта Харьковский завод им. Малышева и Конструкторское бюро им. Морозова должны переориентироваться на внутренний рынок. Какие еще крупные зарубежные контракты выполняет украинский ОПК.
"Оплот" для Таиланда
Стало известно, что Украина отправила в Таиланд последнюю партию танков "Оплот". Об этом заявил генеральный директор госкомпании "Укроборонпром" Павел Букин после завершения испытаний последней партии боевых машин перед отправкой заказчику.
Контракт с армией Таиланда был заключен еще в 2011 году. Специально для заказчика в конструкцию танка были внесены изменения, в частности установлен кондиционер для комфортной работы танкистов в условиях тропического климата. В этой версии танк получил название "Оплот-Т". Общая стоимость контракта — $240 млн, а выполнить его следовало к концу 2014 года.
Трехлетняя задержка поясняется российским военным вторжением. Ведь часть предприятий, которые были задействованы в производстве "Оплота", находились на территории аннексированного Крыма. Эти и другие проблемы привели к тому, что по состоянию на февраль 2014 года заказчик получил только пять танков. Тем не менее, как пояснил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, термин АТО в международных документах не является форс-мажорным обстоятельством. Поэтому контракт следовало выполнять — искать новые возможности для выпуска узлов и агрегатов, необходимых для производства танка.
По мнению Згурца, за три года удалось сделать почти невозможное, и тот факт, что контракт удалось выполнить, действительно является победой.
"Мы благодарны нашим стратегическим партнерам из Таиланда за понимание тех проблем, с которыми столкнулась Украина", — отметил Павел Букин.
После выполнения тайского контракта разработчик танка, Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова и его серийный производитель, Харьковский завод им. Малышева, должны переориентироваться на внутренний рынок. Фактически "Оплот" принят на вооружение ВСУ еще в 2009 году. Но с тех пор, из-за различных финансовых трудностей, в боевом составе армии появилась всего одна машина.
"С того времени появились важные технологические инновации. Одновременно Вооруженные силы и предприятия "Укроборонпрома" получили опыт применения военной техники в зоне АТО. Мы готовы интегрировать в "Оплот", который будет поступать для украинской армии, технологии, отработанные с учетом боевого опыта. Речь идет о передовом цифровом оснащении, в частности о прицельном комплексе и системе управления огнем", — пояснил Букин.
Как отметил начальник Генштаба Виктор Муженко, первые танки "Оплот" ВСУ начнут получать до конца текущего года. Речь идет о поставках 10 танков. Впрочем, как отметил Сергей Згурец, по состоянию на март соответствующий контракт еще не был подписан. По его словам, как минимум семь месяцев нужны для заказа и поставок некоторых комплектующих, плюс нужно учесть технологический цикл производства самого танка.
"Это значит, что при самом оптимистическом развитии событий первые "Оплоты" могут появиться в армии только в 2019 году", — предполагает эксперт.
Первым делом — самолеты
Несмотря на выполненный тайский контракт, Украина сокращает присутствие на внешних рынках. Недавно Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) выпустил новый доклад, из которого следует, что за последние пять лет Украина на 26% сократила экспорт своего оружия в другие государства. Если в 2008—2012 годах Украина обеспечивала 2,5% мирового экспорта оружия, то в 2013—2017 годах — всего 1,7%. По версии SIPRI, по итогам последней пятилетки Украина заняла 11-е место среди крупнейших экспортеров оружия, тогда как в 2016 году наша страна занимала 9-ю позицию.
При этом основными клиентами Украины являлись Россия — 23% (понятно, что это сотрудничество прервано. О причинах размещения РФ на этом месте — ниже. — Авт.), Китай — 20% и Таиланд — 12%. Причина попадания Таиланда в тройку лидеров ясна. Китай покупает в Украине двигатели для своих самолетов. В частности, в июне 2017 года компания "Мотор Сич" на авиасалоне в Ле-Бурже заключила с китайской стороной контракт на поставку двигателей АИ-25ТЛК для установки на учебно-боевой самолет К-8.
Больше всего вопросов вызывает появление на первом месте России. Ведь еще в 2014 году экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения был запрещен. Ответ следует искать в методике подсчетов, которая используется специалистами SIPRI при составлении рейтингов. К примеру, еще до войны Украина заключила контракт с РФ на поставку двигателей для самолетов Як-130 и для российских фрегатов. Частично эти двигатели были поставлены до введения эмбарго, и после начала войны ими были оснащены некоторые корабли и самолеты, которые поступили в распоряжение армии РФ. Это обстоятельство и нашло свое отражение в отчете SIPRI.
С другой стороны, по данным SIPRI, в 2016 году в рейтинге мировых компаний — производителей оружия "Укроборонпром" поднялся с 84-го места на 77-е, обеспечив продажи на сумму в $1,06 млрд.
Какие же еще зарубежные контракты должен выполнить наш ОПК? Во-первых, стало известно, что один танк "Оплот" закупят США. Правда, массовых закупок здесь пока не предвидится — скорее всего, американцы просто хотят испытать и оценить возможности нашей машины.
Во-вторых, крупным украинским партнером в последнее время становится Индия. К примеру, в 2016 году с индийским министерством обороны и рядом компаний ОПК Индии было подписано 15 меморандумов о сотрудничестве. Они касаются производства военно-транспортных самолетов и поставок газотурбинных установок для индийских военных кораблей.
В-третьих, развивается кооперация с Саудовской Аравией. Недавно и. о. президента госпредприятия "Антонов" Александр Кривоконь сообщил, что осенью следующего года предприятие планирует завершить строительство в Саудовской Аравии завода по производству самолетов Ан-132D: "Мы планируем, что где-то в сентябре-октябре завод будет построен, вместе со взлетной полосой".
В 2021 году на этом заводе планируется построить первый самолет. В будущем производство самолетов предполагается довести до 10 единиц в год. Проект Ан-132 реализуется ГП Антонов в рамках заключенного в апреле 2015 года соглашения о кооперации с саудовскими компаниями King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) и Taqnia Aeronautics Co.
Официальная презентация машины состоялась еще в 2016 году, а первый полет — в 2017 году. А 1 марта 2018 года ГП "Антонов", Taqnia и компания Wahaj подписали меморандум о взаимопонимании при организации производства Ан-132. Первые серийные машины будут построены на ГП Антонов в кооперации с указанными компаниями, а затем производство будет перенесено на завод в Саудовской Аравии.
Отметим, что Ан-132D — это многоцелевой всеаэродромный траспортный самолет, предназначенный в том числе и для перевозки военных грузов. Это первый самолет, который производится без российских комплектующих. Стоимость самолета в базовой комплектации — $30—35 млн, а потребность Саудовской Аравии в Ан-132 оценивается в 80 машин.
Кроме того, Саудовская Аравия выделила около $40 млн на создание оперативно-тактического комплекса "Гром-2". Предполагается, что в экспортном варианте "Гром-2" сможет поражать цели на расстоянии до 280 км. Изготовление ОТРК "Гром-2" началось в 2016 году. В начале 2018 года прошли успешные испытания двигателей для ракет комплекса.
Опыт производства комплекса в интересах Саудовской Аравии может оказаться полезным и при постановке этого оружия для нужд ВСУ. При этом для внутреннего использования дальность действия "Грома" может быть увеличена до 380 км.