Почему Россия не сможет поставлять газ в ЕС без украинской ГТС
Странное заявление вчера сделал глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, на инвестиционной конференции в Киеве, касательно того, что российский «Газпром» может прекратить транзит газа через Украину, даже без запуска «Северного потока-2», при этом сохранив поставки природного газа в ЕС с разницей лишь в 5 млрд м³.
Честно говоря, заявление это лично меня, в буквальном смысле слова, сбило с толку. Ведь мои постоянные читатели прекрасно знают, как много внимания я уделяю именно этой теме и практически всегда утверждал, что у Украины все козыря на руках в спорном вопросе о продлении транзита через нашу ГТС. А тут такое!
По словам Коболева сейчас «Газпром» осуществляет поставки газа в Европу в ускоренном темпе, создавая дополнительные запасы, которые в будущем и компенсируют нехватку вызванную прекращением транзита через Украину.
Что же, возможно и так и Андрей Коболев, как высокопоставленный чиновник, имеет доступ к информации конфиденциального характера, не доступной “простым смертным” но все же…
Но все же хотелось бы обратить внимание на открытые источники и цифры из них.
Для начала, озвучу поставки газа “Газпромом” в Европу по годам. В 2015 российская компания импортировала в страны ЕС — 158,6 млрд м³, в 2016 — 178,3 млрд м³, в 2017 — 192,2 млрд м³, в 2018 — 200,8 млрд м³. Как можете видеть, поставки российского газа в ЕС росли от года к году. А что же транзит через ГТС Украины?
В 2015 году транзит через ГТС Украины составил 67,1 млрд м³, в 2016-м – 82,2 млрд м³, в 2017-м – 94 млрд м³, в 2018 – 86,7 млрд м³.
А теперь относительно вопроса поставок в ЕС газа из РФ, которые осуществляются по газопроводам: “Северный поток” мощностью 55 млрд м³, “Ямал-Европа” – 32,9 млрд м³ и “Голубой поток” – 16 млрд м³.
Таким образом, суммарная пропускная способность российских трубопроводов лишь немногим превышает 100 млрд м³ (+/- 10% при пиковых нагрузках).
И вот тут у меня возникает вопрос, каким образом Россия, прекращая поставки через ГТС Украины в Европу своего природного газа, получит дисбаланс в 5 млрд м³, если её годовой экспорт балансирует в районе 200 млрд м³, а общая пропускная способность своих газопроводов чуть более 100 млрд м³?
Что же, данные из открытых источников приведены, цифры говорят сами за себя, но они же заставляют задаться уже третьим по ходу пьесы вопросом. Вроде бы все ясно как день, кто в положении “на коне”, а кто “под конем”, но чем вызваны настолько пораженческие заявления Коболева, фактически, подыгрывающие нарративам наших антагонистов? И, если честно, на этот вопрос ответ более чем просто настораживает.