Сколько иномарок на еврономерах ездит по Украине, и чем они опасны (инфографика)
С началом очередной сессии в Верховной Раде, активизировались владельцы иномарок на еврономерах, видимо в надежде, что нардепы наконец-то законодательно решат проблему растаможки подержаных автомобилей-нелегалов. Ведь многие депутаты уже третий год обещают принять законы, связанные с легализацией «евроблях».
В Европе вполне приличную подержанную иномарку можно купить за 3-7 тыс. дол., но пошлина за нее на таможне составит чуть ли не половину стоимости самого авто. Поэтому машину оформляют на юридическое лицо, чаще всего, в Литве или Польше, а украинца вписывают в техпаспорт, чтобы он ездили на иномарке в течение года в Украине. Такая услуга стоит около 900 евро. По истечении года водитель пересекает границу, снова регистрируется и возвращается в Украину.
Схема достаточно выгодная и действует уже несколько лет. Сколько нелегальных иномарок попали в Украину в 2017-2018 годах, и чем они опасны, разбирались аналитики «Слова и Дела».
В 2017 году в Украину было ввезено более 958 тыс. так называемых «евроблях»: 748,9 тыс. попали в страну в режиме «временного ввоза» и почти 210 тыс. были ввезены в режиме «транзита». По состоянию на 31 января 2018 года на территории Украины находится более 425 тыс. авто с иностранной регистрацией, из них 246 тыс. – незаконно.
Владельцы авто с еврономерами требуют, чтобы в Украине уменьшили, а лучше вообще отменили растаможку уже купленных подержанных европейских машин. В свою очередь владельцы иномарок, купившие их в официальных салонах, либо сполна заплатившие пошлину на границе, считают такое требование вымогательством.
Против уменьшения налогов жестко выступают украинские «бизнесмены» – владельцы литовских и других фирм, которые наладили ввоз авто на «бляхах» через нерезидентов и берут за свои услуги 900-1400 евро, считает гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
«Против также их провластные крышеватели-правохранители, таможенники и лобби в ВР. Ведь если сделать адекватную растаможку примерно 1400 евро, то граждане выберут честную растаможку, а не отдадут 1400 евро этим «бизнесменам», – уверен Назаренко.
Однако, дело не только в чьем-то бизнесе, но и в невозможности привлечь к ответственности водителей «евроблях».
«Владельцы таких авто в случае ДТП могут тем или иным способом уйти от ответственности. Ведь движение большинства таких авто не отслеживается правоохранительными органами и не контролируется таможенниками. Найти за рубежом лицо, предоставившее разрешение на его использование иномарки, практически невозможно», – считает политический эксперт Александр Радчук.
К тому же, зачастую европейцы избавляются от старых иномарок, потому что они не соответствуют экологическим стандартам ЕС. А в Украине особо не проверяют, насколько сильно загрязняет авто окружающую среду.